Напишу все-таки про "Аватар" поподробней.
Оно хорошо в процессе одного недавнего спора вербализовалось, надо и к себе перенести, чтобы не потерять.
( Шаркань, это я не продолжаю наш спор, твою позицию я уяснил )
В первые две недели проката удивлялся полному отсутствию отрицательных отзывов, а вот после появились, и немало. Правда практически все они сводятся к одному - сюжет примитивный. Вот если абстрагироваться от спец-эффектов.... Стоп. Во-первых, не надо путать примитивизм и простоту. Во-вторых, а почему, собственно, я при оценке фильма должен абстрагироваться от того, как он сделан? Тем более, в данном случае, когда техническая сторона играет важную роль в понимании идеи фильма, а выбор сюжета жестко связан с техническим решением.
На мой взгляд, Кэмерон хотел сказать своим фильмом предельно ясную вещь. Люди развивают технологии, стремятся в космос, но остаются теми же людьми с теми же чувствами и сталкиваются с теми же проблемами, что и века назад. Технология кино меняется, но сюжеты остаются вечными. И вот эта смысловая закольцовка (безумно красивая сама по себе!) потребовала от режиссера именно такого простого сюжета. Что он не скрывал изначально, говоря об истории Покахонтас, перенесенной в мир будущего.
Но это еще не все. Уверен, Кэмерон прекрасно осознавал, что он снимает - фильм, который положит начало принципиально новому виду кино. Если оставить за скобками анимацию, все 3Dешные хоррор-поделки последних полутора лет на фоне "Аватара" напоминают забивание гвоздей микроскопом. Предложенное Кэмероном 3D отличается от обычного 2D кино, как цветное отличалось от ч\б или звуковое от немого. И он не мог не помнить, какой из фильмов в последний раз менял современную ему кино-индустрию, пусть не настолько кардинально, но значительно. Конечно, это "Звездные войны" Лукаса. Почему таким фильмом стали именно "ЗВ", а не "Космическая одиссея 2001", к примеру, где Кубрик тоже использовал революционные для своего времени спец-эффекты? Да потому, что история о свихнувшемся компьютере оказалась интересна только фанатам научно-фантастического жанра да кинокритикам. А вот приключения с архетипичным сюжетом (что может быть архетипичней противоборства сына с отцом с убиением последнего в финале? ) оказались близки миллионам. Чтобы достигнуть планируемого эффекта, Кэмерону и в этом случае потребовался сюжет простой и архетипичный.
Что и требовалось доказать.
А еще очень удручает, когда критиковать "Аватар" берутся люди, посмотревшие в кинотеатре не 3D, а обычную версию, или, того хуже, непонятного происхождения копию на экране монитора...