Гадкие лебеди (Россия-Франция, 2006г.)

Режиссер: Константин Лопушанский; авторы сценария: Константин Лопушанский, Вячеслав Рыбаков; в ролях: Григорий Гладий, Алексей Кортнев, Сергей Барковский, Леонид Мозговой





"Гадкие лебеди" - кино безусловно авторское. Что логично: Лопушанский - автор "Писем мертвого человека", режиссер со своим стилем и почерком. "Гадкие лебеди" - безусловно фантастика, и фантастика качественная. Что логично: соавтор сценария фильма Вячеслав Рыбаков - один из фантастов, продолжающих в своем творчестве традицию братьев Стругацких. Фантастика, то есть кино жанровое. Но не массовое - это никак не боевик в духе советско-немцкого "Трудно быть богом". Авторское, но не "вещь в себе", как Сокуровские "Дни затмения", мало отношения имеющие и к фантастике, и к Стругацким. Что приходит на ум для сравнения - это... сама проза Стругацких, где идейная начинка заключена в увлекательную оболочку. И, конечно, Тарковский. В первую очередь "Сталкер" - по способу построения видеоряда (именно по способу, сама картинка достаточно сильно отличается и напоминает скорее упомянутые выше "Письма мертвого человека"), вплоть до явных цитат.

Хотя от литературного первоисточника фильм отличается довольно сильно - из философской составляющей повести взята только основная идея, все остальное богатое ее наполнение осталось за кадром. Все побочные сюжетные линии книги тоже оказались обрезаны - например в фильме нет даже намека на любовные отношения между Баневым и Дианой. Но при всем при этом фильм добавляет созданному Стругацкими миру реалистичности. Местность, где много месяцев идут дожди - полузатоплена. Государство и армия относятся к проблеме мокрецов так, как это бы и происходило в реальной жизни - как к серьезной угрозе безопасности. И т.д. Если книжный Город скорее некое абстрактное место, играющее в общем замысле служебную роль, то Ташлинск Лопушинского - место вполне конкретное и его пейзажи вместе с музыкой Андрея Сигле - основное, что формирует настроение фильма.

И, наверное, самое главное отличие фильма от книги - кардинально изменена концовка. Там, где Стругацкие расставляют лишь небольшие акценты и оставляют открытые вопросы, Лопушанский дает ответы и ответы однозначные. Концовка самое слабое место и главный минус фильма - ее прямолинейность очень контрастирует с остальной частью картины, кажется чем-то инородным по отношению к его ткани.

Очень хороши большинство актеских работ. Григорий Гладий в роли Банева - пять с "плюсом"! Неожиданно ярок Алексей Кортнев. Как всегда гениален Барковский, претензия к роли лишь одна - она слишком мала, остается впечатление использования тяжелой артиллерии для стрельбы по воробьям. Бесподобное камео Леонида Мозгового. А вот Диана (Лаура Пицхелаури), превратившаяся волей авторов в китаянку, - явная неудача. Впрочем, и сама роль скомкана и плохо прописана.

Резюмируя - на мой взгляд, лучшая на сегодняшний день экранизация братьев Стругацких. (Гениального "Сталкера" оставляем за кадром - просто разного калибра величины, чтобы сравнивать). Смотреть однозначно. Питерцам - специально ехать в Москву

Оценка: 8,5 из 10





Отдельно хочу рассказать о сопутствующих просмотру обстоятельствах. Кинотеатр "Спутник" - это просто праздник какой-то! Двухчасовое путешествие обратно в совок. Бабушка на стульчике у двери, продающая билеты. Несмотря на грозные объявы о запрете распития спиртных напитков во время просмотра, сама билитерша посоветовала нам купить пивка Стенд, где красочно, с фотографиями, описывается, как коллектив кинотеатра обучался предотвращению террактов Ага, и 7 человек на сеансе - просто таки самая лакомая мишень для всего мирового терроризма! Экран... ага, тоже вспоминается детство золотое Долби - какое такое долби? Вот только кресла подкачали - заменили их таки на мягкие. Правда по бокам зала старые еще остались, так что особые эстеты могли занять их и почуствовать ностальгию даже собственным задом Мы, правда, решили, что с нас хватит и остального



Еще один из шедевров - папа с 8-летней дочкой на сеансе. Не, я конечно все понимаю - может он нежно любит Стругацких... Да и я сам их наверное лет с 10 читать начал. Но зачем же так жестко-то!? Девочкина фраза по окончании фильма (тишина, все немногочисленные зрители под впечатлением...): "Папа... Лучше бы мы пошли в МакДональдс..!" Как она прозвучала на фоне концовки фильма, оставляю представить вам, посмотрев





И еще.

Философия, блин! Вопросы, ответы... Неужели кто-то не понимает!?

ЭТО - ЧУЖИЕ!!! Это - вторжение! Это - прямая угроза цивилизации! Какой контакт? Какие переговоры? Какой гуманизм? И не важно, что у них там, эволюционный скачок, дивный новый мир, или наоборот смертельная зараза. Только уничтожение. Не считаясь с жертвами среди мирного населения. И не реагент желательно, а прямой ядерный удар. Только так. Иначе вы - "предатель человечества. А человечество очень не любит, когда его предают" (с) из фильма